Монополия: что необходимо знать о ней бизнесмену





Монополия: что необходимо знать о ней бизнесмену

Монополия — Для начала дадим определение монополии и выясним основные характерные признаки монополии как рынка.

Монополия – форма экономической организации хозяйственной деятельности путем крупного объединения субъектов, способ экономического господства и сосредоточение в своих руках большей части производства и сбыта какого-нибудь товара, тем самым устанавливая свое господство в определенной области хозяйства и получая на этой основе экономическую выгоду.Таким образом http://www.all-store.com.ua/accordions/view/gotovie_predpriyatiya тоже влияет на этот фактор.

Монополия как тип рынка (как рыночное явление) характеризуется следующими признаками: единственный продавец, уникальный товар, абсолютный контроль над ценой, заблокированный вход на рынок.

Монополии делятся на искусственные и естественные. Искусственная монополия создается в целях снижения издержек и получения сверхприбыли путем добровольного присоединения или насильственного поглощения конкурентов. Естественная монополия существует в таких отраслях, где добываются редкие полезные ископаемые, используются редкие природные ресурсы, а также в отраслях, где конкуренция невозможна, и целесообразно иметь единый производственный комплекс (газоснабжение, водоснабжение, связь, метрополитен, железные дороги). Существует деление монополий на открытые монополии и закрытые.

Закрытая монополия защищена юридическими запретами. К ним относятся: патенты, авторские права, товарные знаки и так далее. Открытая фирма возникает, когда она на какое-то время является единственным на рынке поставщиком, не обладая специальной защитой от конкурентов. Это может быть предприятие, которое впервые вышло на рынок с уникальным новым товаром. Существуют особые входные барьеры, которые затрудняют прохождение предприятиям на рынок. Например, стоимость вхождения в отрасль (высокий начальный капитал) или собственность на невоспроизводимые ресурсы.

Теперь обратимся к монополии как типу фирмы, то есть как производственному явлению. В целях поддержания определенного уровня цен либо раздела совместно полученной прибыли фирмы обычно одной отрасли объединяются, вступая во временное соглашение между собой. Такой тип имеет отличительные признаки: во-первых, концентрация значительной доли производства в одних руках; во-вторых, возможность установления определенного уровня цен (фирмы могут диктовать свои цены); в-третьих, следствием такой политики выступает возможность получать высокие прибыли.

Типами монопольных объединений являются картель, синдикат, трест и концерн. Картель (самая простая форма объединения) представляет собой объединение монополий на основе соглашения об условиях сбыта товаров, квоте, ценах, рынках. Участники картеля являются юридически самостоятельными независимыми субъектами хозяйственной деятельности, не теряют самостоятельности, но они должны выпускать свою продукцию по квоте, поддерживать равные цены на товары на рынке. В объединении на началах синдиката готовая продукция реализуется как общее достояние.

Субъекты экономической деятельности при объединении в синдикат теряют коммерческую самостоятельность, но производственная независимость у них остается. Трест – объединение деятельности по закупке сырья, сбыту товаров на основе совместной собственности, то есть участники теряют и коммерческую, и производственную самостоятельность.

Трест образуется за счет слияния капиталов нескольких собственников. Концерн – объединение на основе диверсификации (рассредоточение, расширение) формально независимых собственников. Совокупность предприятий, объединенных в финансово-промышленные группы (концерны) формально имеют и юридическую, и хозяйственную самостоятельность. Фактически же существует материнская компания, которая управляет и контролирует деятельность филиалов.


Найти похожие статьи по фразам:  Монополия что необходимо знать ней бизнесмену




Случайные записи



    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *