Ритейл в России развивается широкими шагами
Ритейл в России развивается широкими шагами
Однако процесс соперничества за потребителя однозначно потребует много времени. Как говорит Илья Володько, значительные изменения структуры ритейла произойдут ещё нескоро. С одной стороны, процесс освоения сетевым ритейлом малых городов только начинается, темпы строительства ТРЦ в небольших городах пока очень невысокие, а с другой, для существенных изменений в покупательском поведении нужен определенный срок. По этим причинам жители городов второй величины, считает г-н Володько, ещё долго крупные закупки будут осуществлять в краевых и областных центрах.
Существует и иной фактор — разница в ассортименте ТРЦ больших и малых городов. Как говорит Александр Полиди, в средние и малые города придут сетевые операторы, ориентированные на средний уровень цен и ниже (главным образом это будут представители продуктового и промтоварного масс-маркета). Крупные же ТРЦ региональных центров имеют намного более широкое предложение: больший выбор сетевых гипермаркетов и разнообразнее спектр нишевых магазинов. «Пока в Новороссийске и Туапсе не было наших торговых центров, покупатели раз в полтора-два месяца приезжали за покупками в краснодарский мегацентр; сейчас же они совершают покупки дома, эпизодически наведываясь к нам за дорогими торговыми марками. Поэтому существенных изменений потока покупателей мы не ощутили», — замечает Алексей Бузмаков.
Помимо того, в состав функций мультибрендовых ТРЦ входит не только утилитарное удовлетворение покупательского спроса, а ещё и организация досуга посетителей. Тут преимущество однозначно будут иметь крупные ТРЦ, так как в области развлечений их возможности намного выше. Не все операторы рынка торговой недвижимости убеждены, что количество крупных ТРЦ в центральных городах региона достигло максимально возможной величины.
«На сто тысяч жителей должен приходиться один громадный торговый центр, а в Ростове живет миллион сто тысяч, иными словами, необходимо 11 таких центров, — говорит генеральный директор ростовской риэлтерской компании «Титул» Евгений Сосницкий. — Столько крупных ТРЦ мы пока не имеем — вот и ответ на вопрос о емкости рынка.
Помимо того, все имеющиеся центры отличаются друг от друга — достаточно сопоставить, скажем, “Золотой Вавилон”, “Мегу” и “Горизонт”. По этой причине я считаю, что жители городов второго плана будут посещать торговые центры крупных городов, даже если в их городах возникнут свои. У любого центра будет своя аудитория, так и должно быть».
Перед тем как потратить деньги, сначала их нужно заработать и заработать их можно в интернете.