Интеллектуальная собственность в малом бизнесе



1459512740_1456334881_singapur-biznes-300x171 Интеллектуальная собственность в малом бизнесеСлова «малый бизнес» в голове российского обывателя часто ассоциируется с палатками, в которых готовят шаурму. Но это далеко не всегда так, да и «бизнесом» такой род деятельности назвать затруднительно. В нашу постиндустриальную эпоху малый бизнес все чаще является высокотехнологичным стартапом, прочно связанным с IT-индустрией. Но, даже если новое дело не связано с технологиями, без IT в бизнесе сейчас не обойтись. Интеллектуальная собственность играет свою роль в обоих вариантах, и оба они будут рассмотрены в данной статье.

На конференциях, посвященных интеллектуальной собственности, довольно часто отмечают, что в этой сфере в России пока много проблем. Так на одной из них, которая проводилась НП «Директориум» (директор Федотов Владислав Евгеньевич), спикеры отмечали, что на данный момент в общемировом объеме зарубежного патентования доля российских заявителей составляет лишь 0.37%. И в первую очередь это связано с тем, что вопрос защиты ИС в России остается открытым и заниматься развитием ИС хотят немногие. Другие заказывают экспертизу товарного знака и отстаивают права в суде.

Как же интеллектуальная собственность (ИС) проявляет себя в бизнесе?

• Официальный сайт. Продажи в Интернете – залог успеха, хотя вернее сказать, отсутствие сайта – залог неудачи. Разумеется, веб-страницы, их дизайн и наполнение – контент, как текстовый, так и видео- и фотоматериалы – являются интеллектуальной собственностью. Чьей – отдельный вопрос, который мы затронем чуть позже.

• С появлением у большинства людей смартфонов мобильные приложения в сфере услуг стали крайне важной составляющей маркетинга. Разработка такого приложения однозначно относится к сфере ИС.

• Логотип и товарный знак. Очень популярно заблуждение, что это одно и то же. Но это совсем не так. Торговая марка должна быть официально зарегистрирована (в России этим занимается Роспатент), и только тогда она будет признаваться собственностью. Логотип же – это просто изображение, и его наличие совсем не означает, что оно является товарным знаком.

• Рекламные материалы. Они могут быть разнообразнейшими – от листовок, раздаваемых промоутерами, до видеороликов. Все они – как их содержание, так и дизайн – являются объектами ИС.

И это только самые распространенные позиции. В различных отраслях могут добавляться другие варианты, например, специфическое программное обеспечение, используемое в компании.

Владислав Федотов (директор НП «Директориум») отметил, что ежегодно российские компании тратят миллиарды рублей на защиту интеллектуальной собственности, приобретение патентов, уплату лицензионных сборов». Малый бизнес не может тратить такие деньги на защиту своей интеллектуальной собственности. Что делать?

Так как же защитить интеллектуальную собственность своей компании?

• Товарный знак во всех его вариантах, фирменный дизайн и прочие индивидуальные особенности торговой марки необходимо зарегистрировать в Роспатенте. Без этого все, что будет создано для бренда, может быть растиражировано кем угодно.

• Всегда при покупке или заказе ИС необходимо составлять договор о передаче прав. Если заказать сайт у фрилансера или «сайтостроительной» компании, то, даже после начала фактического его использования вами, права на него остаются у автора – ИС по умолчанию принадлежит своему создателю. К коду и дизайну сайта это относится в полной мере. Договор об отчуждении прав должен быть максимально подробным и четко и конкретно описывать объект передачи, вплоть до количества строк кода.

• Используя чужие произведения, необходимо всегда обращать внимание на лицензию, под которой распространяется исходный объект – например, использование даже маленькой части программного кода, созданного под свободной лицензией GNUGPL, автоматически переводит всю программу, полученную в результате, под ту же лицензию.

• При использовании чужой продукции, никогда нельзя превышать ограничения прав, выданных разработчиком. Например, используя купленную на фотобанке фотографию для оформления рекламы, можно попасть под суд, если изначально права на неё были выданы только для размещения на сайте. Подобный иск может послужить причиной выплаты солидной компенсации.

• Тем более не стоит использовать контент, найденный в интернете, для коммерческих целей. Он вполне может быть защищен авторскими правами. К сожалению, очень часто непрофессиональные дизайнеры используют в оформлении любые файлы, которые обнаружат в выдаче поисковика – картинки, шрифты, шаблоны. Все это – объекты авторского права, хотя на постсоветском пространстве об этом редко задумываются.

Защита собственности в IT-сфере

Все это – только верхушка айсберга, то, что обязательно встретится в любой отрасли. Если компания занимается услугами в сфере IT, то риски возрастают на порядок. Чаще всего в таких случаях все активы компании заключены исключительно в интеллектуальной собственности – сайт, код компьютерной программы, её алгоритм (а новый, максимально оптимизированный алгоритм для важной задачи часто может стоить очень много – вспомним Googleи её успех), оригинальная идея для функционала интернет сервиса (хотя идеи и не признаются собственностью, разглашать её раньше времени может быть губительно для бизнеса).

Здесь основными врагами становятся юридическая неграмотность и недобросовестные инвесторы. Юридическая неграмотность может привести к тому, что программный продукт будет запатентован не в полной мере – если просто заявить авторские права на программу (а они принадлежат автору с момента создания), то конкурентам будет достаточно просто переписать её, используя другой язык программирования, или даже просто внеся определенное количество правок – код программы в таком случае рассматривается в том же качестве, что и текст литературного произведения.

Запатентовать алгоритм, используемый в продукте, тоже необходимо – это позволит спастись, например, от классической стратегии гигантов рынка – «расширить и улучшить», когда большая компания, просто за счет более мощной финансовой базы, добавляет в продукт улучшенный функционал, выдавливая с рынка мелких конкурентов. Недобросовестные же инвесторы часто стремятся к тому, чтобы получить права на интеллектуальные активы компании в обмен на финансовые вложения. Это может быть большим риском для стартапа, который в таком случае будет просто поглощен крупной компанией или сменит хозяев.



Похожие записи



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *