Руперт Мердок – история успеха австралийского и американского предпринимателя



murdoch_201004091644460 Руперт Мердок - история успеха австралийского и американского предпринимателяРуперт Мердок – история успеха австралийского и американского предпринимателя

Австралийский «некоронованный» король средств массовой информации (СМИ) Кейт Руперт Мердок в России почти не известен. Ну разве что вокруг его имени в конце 90-х годов минувшего века российские СМИ подняли шумиху в связи с тем, что он прорабатывал вопрос о создании при ОРТ рекламного агентства, учредителем которого могла стать «Ньюс корпорейшн» — крупнейшая мировая «империя» СМИ, владельцем которой является его семья, обладающая в акционерном капитале корпорации 30-процентным контрольным пакетом стоимостью в 25 млрд. долларов США.

Кстати, «Ньюс корпорейшн» владеет почти 800 предприятиями в области СМИ в 52 странах мира, охватывающих аудиторию, составляющую почти 75 процентов населения нашей планеты. Ежегодная прибыль этого самого крупного мирового информационного гиганта составляет около 5 млрд. долларов.

С чего же начинал свой путь в бизнесе самый могущественный медиа-магнат в мире?

Он родился в 1931 году в Австралии в семье журналистов. Его мать Элизабет работала редактором в небольшой газете — «Аделаида ньюс», издаваемой в Аделаиде, хозяином и одним из постоянных авторов которой, постоянно ругающего в своих статьях политику австралийского правительства, был ее муж Киф Мердок.

Руперт в детские и юношеские годы ничем не выделялся среди своих сверстников, ну если только что очень любил играть на скачках и интересовался биографией и жизнью… В. И. Ленина. Отправившись в послевоенные годы в Великобританию учиться в престижнейший Оксфордский университет, он его не закончил и вернулся обратно в милую его сердцу Австралию.

В 1952 году в семье Мердоков произошло печальное событие — умер Киф Мердок. Его сын и жена по завещанию унаследовали «Аделаиду ньюс», которая была их семейным деловым предприятием, на доходы с которого они и жили. Эта газета не была единственной и тем более самой крупной среди печатных СМИ, которые издавались в провинциальной Аделаиде. Но, тем не менее, и в небольших городках существует конкуренция. Буквально на следующий день после похорон Кифа Мердока его вдова получила от издателя конкурирующей газеты письмо скорее с требованием, нежели с деловым предложением, продать ему «Аделаиду ньюс», иначе Элизабет и Руперта Мердоков в бизнесе ждут плохие времена. В письме содержалась скрытая угроза, состоящая в том, что наследникам «Аделаида ньюс» сообщалось, что хотят они того или нет, но если они не продадут свою газету, их все равно выжмут из издательского бизнеса!

Вдова Кифа Мердока растерялась. Однако совершенно не смутился юный Руперт Мердок, который напечатал в своей газете на первой странице фотокопию письма конкурентов под громадным заголовком: «Попытка монополизировать прессу». Разумеется, кроме фотокопии письма первая страница изобиловала изложением и перечислением «вечных» австралийских ценностей — от свободы слова до свободы конкуренции.

Конкуренты были шокированы. Им и в голову не могло прийти, что Руперт Мердок, которому было лишь немногим более двадцати лет, может постоять за себя и к тому же способен принять столь нестандартное решение.

Что же стал печатать молодой издатель в унаследованной им газете почти пятьдесят лет тому назад? Отнюдь не скучнейшие городские новости. Для себя он решил: чтобы газету покупали и чтобы с каждым днем она продавалась все лучше и лучше, необходимо постоянно печатать сенсационные, необычные, ежедневно привлекающие читателей материалы. И Руперт Мердок стал насыщать первые полосы «Аделаида ньюс» материалами о визитах в Австралию летающих тарелок, о похищении ими детей, о людоедстве, а также статьями о коррупции и информацией о скандальной жизни кинозвезд. Читателям такая направленность газеты Мердока понравилась, и ее тираж стал расти «как на дрожжах».

Став издателем самой читаемой в Аделаиде газеты, он не забыл о конкурентах, еще не так давно пославших его матери небезызвестное письмо, и сам купил их газету.

Следующим шагом начинающего магната стало приобретение газеты, тоже издававшейся в небольшом австралийском провинциальном городке Перт. Затем он стал печатать национальный еженедельник, после чего купил телевизионный канал. С 1964 года Мердок стал издавать крупнейшую национальную ежедневную газету «Аустралиен».

Чтобы можно было эффективно управлять своим бизнесом, издатель основал информационный холдинг, назвав его «Ньюс корпорейшн», в который организационно вошли все его предприятия.

Постоянно развивая и расширяя свой бизнес, к 1968 году Руперт Мердок стал самым влиятельным медиа-магнатом в Австралии. Однажды на выборах он даже поддержал лейбористов, но вскоре разочаровался в «левых идеях», ибо новый премьер-министр, несмотря на постоянные намеки Мердока, отказался назначить его послом в Великобританию.

Однако в конце 60-х годов самому влиятельному в Австралии издателю стало тесно в своей стране и он обратил свой взор на Великобританию и США.

Что касается Великобритании, то трудное финансовое положение, с которым столкнулись в 1968 году многие английские издания, способствовало тому, что Мердок купил самую старую британскую воскресную газету «News of the world» (тираж 5 млн. экземпляров), а годом позже приобрел бульварную «The Sun», которой грозило банкротство. В течение лишь одного года он перестроил работу газеты, и уже через двенадцать месяцев после ее приобретения англичане каждый день покупали по миллиону экземпляров «The Sun». Рецепт ее реанимации был проверен еще в Австралии. В газете стали печататься «сенсации» о летающих тарелках, о посещении земли гуманоидами, фотографии на целую страницу полуголых девиц и другие подобные низкопробные материалы.

Но каждый издатель, естественно, понимает, что в любой медиа-империи необходимо иметь авторитетную и уважаемую в обществе газету или журнал, хотя бы для того, чтобы в случае необходимости доводить до сведения общественности свое мнение по какому-либо важному для предпринимателя вопросу. В Великобритании такой серьезной газетой является чопорная «The Times». В 1981 году Руперт Мердок купил это издание, которое десятки лет является национальной гордостью британцев. В связи с этим английские профсоюзы устроили целую серию забастовок, выражая протест против смены владельца газеты, будучи уверенными, что Мердок превратит серьезную «The Times» в бульварную газетенку.

Однако новый хозяин не стал менять политическую направленность газеты, а наоборот, стал очень беспокоиться о сохранении ее солидности, объективности и непредвзятости.

Что же касается отношений Мердока с британскими профсоюзами, то в этом противостоянии его поддержала премьер-министр Великобритании М. Тетчер. «Железная» леди Великобритании в связи с существующим кризисом британских СМИ и приобретением австралийским магнатом ряда английских изданий однажды заявила, что деньги не имеют национальности, а кризис ее имеет.

В следующем, 1982 году, Мердок снова столкнулся с мощным забастовочным движением, причиной которого послужило следующее.

«The Times» в течение десятков лет издавалась на устаревшем оборудовании, вследствие этого газета выходила в черно-белом варианте, ибо старые печатные станки не позволяли публиковать ни цветные фотографии, ни разноцветные заголовки. Мердок, безусловно, понимал, что черно-белые издания изжили себя и с коммерческой точки зрения бесперспективны. И вот в 1982 году с соблюдением всех мер секретности и информационной безопасности в США было закуплено самое современное издательское и полиграфическое оборудование, которое «под покровом тайны» доставили в Великобританию и в обстановке полнейшей секретности собрали в одном из заброшенных лондонских доков. Так же в условиях строжайшей конфиденциальности оборудование было установлено в самом издательстве и типографии «The Times».

Профсоюзы узнали об этом только тогда, когда новейшая техника уже стояла и была готова к эксплуатации. Они устроили забастовку. Но Руперт Мердок в один день уволил 10 тыс. человек, наняв вместо них около пятисот американских и австралийских специалистов.

Начав издавать цветную «The Times», магнат снизил на нее цену. Газета раскупалась мгновенно.

Однако с приобретением самой престижной газеты Великобритании амбиции напористого австралийца на Британских островах не были полностью удовлетворены. Он ясно понимал, что будущее в области СМИ принадлежит спутниковым телеканалам и поэтому в начале 1989 года приобрел 40 процентов контрольного пакета акций в то время далеко не высоко прибыльного и не пользующегося зрительским успехом британского «Sky Television». Покупая спутниковый телеканал, Руперт Мердок был уверен в коммерческом успехе, ибо за несколько лет до этого он создал и наладил работу аналогичной системы вещания в Азии — «Star-TV», офис которой находился в Гонконге.

Для эффективного управления все свои предприятия в Великобритании Руперт Мердок организационно выделил в самостоятельное подразделение в «Ньюс корпорейшн», назвав его «Ньюс интернэшинал».

Магнат в начале 90-х годов сделал большие инвестиции в развитие спутникового телевидения в Великобритании, проведя слияние «Sky Television» с BSB, в результате которого была образована «B-Sky-B». Расширяя «B-Sky-B», он создал такие направления вещания, как «Sky News», «Sky Sports», «Sky Children» и ряд других. Организуя целую систему платного спутникового телевидения, Мердок стремился, чтобы каждый подписчик мог найти для себя телепрограмму по своим интересам.

Уже к 1995 году спутниковое «B-Sky-B» в Западной Европе имело более 80 млн. подписчиков, каждый из которых ежемесячно платил как минимум 30 долларов в качестве абонентской платы.

Но приобретая английские СМИ, австралийско-британский медиа-магнат, естественно, не мог забыть о том, что США являются исключительно емким и поэтому перспективным рынком для сбыта на нем медиа-продукции.

Свои приобретения в США Руперт Мердок начал в 1973 году с покупки в г. Сан–Антонио (штат Техас) газеты «Сан-Антонио экспресс ньюс». Один за одним Мердок приобрел в 70-80-е годы в США несколько известных газет и журналов, но столкнувшись с необходимостью в начале 90-х годов отдавать взятые в американских банках кредиты, продал практически всю свою газетно-журнальную «империю», включая и «Сан-Антонио экспресс ньюс». Он оставил себе лишь самый читаемый в США журнал о телевидении «TV guide» и издательство «Harper Collins».

Распродавая американские печатные СМИ, Мердок не продал ни одной из приобретенных им телестанций. А проникновение австралийца на американский телевизионный рынок началось следующим образом.

В 1985 году он узнал, что нефтяной магнат М. Дэвис в принципе был готов продать голливудскую киностудию «ХХ век фокс», которая в то время испытывала серьезные финансовые затруднения. В результате проведенных переговоров Руперт Мердок купил за 575 млн. долларов одну из самых известных фирм Голливуда, производящую не только кинофильмы, но и телесериалы. Год спустя, в следующем, 1986 году он купил почти за 2 млрд. долларов шесть телестанций в крупнейших городах США и основал телесеть «Фокс», пытаясь сделать ее четвертым общенациональным американским телеканалом.

С 1991 года телеканал «Фокс» стал приносить прибыль. В 1996 году было основано новое подразделение телеканала — Служба новостей, которая стала конкурентом тернеровской CNN. В том же году начал выходить в эфир спортивный канал «Фокс». А год спустя, расширяя зону вещания своего телеканала, Мердок купил почти за 3 млрд. долларов еще двенадцать телестанций в США, создав, таким образом, громадную телеимперию.

Следует отметить, что телесеть «Фокс» демонстрирует не только ролики рекламодателей, но и ставшие суперпопулярными не только в США, но и в десятках странах мира, созданные на телестудиях «ХХ век фокс», телесериалы «Скорая помощь», «Секретные материалы», «Симпсоны» и ряд других.

Таким образом, Руперт Мердок реализовал в США свою давнюю мечту быть одновременно не только распространителем или продавцом медийного продукта, но и его производителем.

Кроме того, видя, что в США одной из самых популярных спортивных игр является американский футбол, магнат в 1994 году купил за 1,6 млрд. долларов у американской национальной футбольной Лиги права на телетрансляцию матчей с участием ее команд.

Занимаясь строительством и расширением своей медиа-империи, Р. Мердок не забыл, что «ХХ век фокс» является одним из крупнейших мировых производителей кинопродукции. Так, в 1997 году он принял решение финансировать совместно с другой известной киностудией «Парамаунт» съемки самого дорогого в истории американского кинематографа фильма «Титаник», затраты на производство которого составили почти 250 млн. долларов.

Кстати, для эффективного управления и контроля за деятельностью своих предприятий в США в «Ньюс корпорейшн» было организовано новое подразделение, которое Мердок назвал «Ньюс Америка паблишинг».

Но справедливости ради следует отметить, что, приобретая предприятия в области СМИ в США, Руперт Мердок не забыл о том, что и в его родной Австралии существует много интересных и высокоприбыльных изданий, которые любой газетный магнат хотел бы иметь. Так, в 1987 году он купил австралийскую издательскую группу «Геральд энд Уикли Таймс Груп», став, таким образом, обладателем почти 60 процентов издаваемых на Зеленом континенте газет и журналов. Кстати, для Великобритании этот показатель составляет около 30 процентов

Однако больше всего прибыли Руперту Мердоку дают американские предприятия, доля которых в доходах «Ньюс корпорейшн» составляет около 70 процентов Доля же европейских и австралийских СМИ в прибыли корпорации равна соответственно 20 и 5 процентам

В основном Мердоку доходы приносит издание газет, журналов и книг — почти 50 процентов от общих поступлений. Доля же телевидения и кинопроизводства в прибыли корпорации составляет 35 и 15 процентов, соответственно

Для политики «Ньюс корпорейшн» характерной чертой, отличающей ее деятельность хотя бы от американского медиа-гиганта «AOL—imeWarner», является глобализация, т. е. стремление иметь свои предприятия на всех континентах и во всех регионах нашей планеты. Мердок стремится создать такую корпорацию, которая могла бы во всемирном масштабе быть одновременно производителем, распространителем и продавцом ею же созданного медиа-продукта, будь то популярные сериалы или программы для детей.

В настоящее время Руперт Мердок прикладывает большие усилия, чтобы приобрести крупнейшую французскую телекомпанию «Канал Плюс», которая, в случае объединения с британской «B-Sky-B», может стать крупнейшей телекомпанией в Европе, охватывающей почти 80 процентов ее телеаудитории.

Однако этому плану австралийского медиа-магната в скором времени не суждено сбыться, ибо данное приобретение должно быть одобрено Антимонопольной комиссией Евросоюза, а это, как известно, очень длительная бюрократическая процедура.

И еще об одном проекте, осуществить который, правда, пока безуспешно, стремится господин Мердок. Он хотел бы присоединить к «Ньюс корпорейшн» итальянский платный спортивный телеканал «Стрим», переговоры о покупке которого были прерваны вследствие решения итальянского правительства лимитировать количество передаваемых по национальному телевидению спортивных программ.

Кстати, в конце 90-х годов энергичный австралиец изучал возможность создания рекламного агентства при российском ОРТ. Но магнат отказался от этого проекта на самой ранней стадии его проработки потому, что, во-первых, экономическая ситуация в России не отличается стабильностью, а во-вторых, вследствие того, что российский медиа-рынок еще только-только начал формироваться.

Быть может, когда ситуация в экономике России станет более привлекательной для иностранных предпринимателей, Руперт Мердок вернется в Россию.

В наши дни как данность и объективно существующую реальность следует воспринимать то, что австралийский медиа-магнат создал, по существу, всемирную глобальную информационно-пропагандистскую империю, «некоронованным» королем которой он является. Любая существующая в мире медиа-корпорация, например «AOL-TimeWarner», управляется несколькими акционерами. А «Ньюс корпорейшн» руководит единолично Мердок.

Начав заниматься издательским бизнесом в принципе почти на ровном месте в небольшом австралийском городе Аделаида, он за четверть века создал медиа-империю, не имеющую аналогов в мировой истории средств массовой информации ни по охвату территории, ни по многообразию имеющихся видов СМИ.

В чем же состоит секрет успеха австралийца Руперта Мердока, который, между прочим, с 1986 года имеет американское гражданство?

Будучи еще молодым человеком, он понял простую, ясную, но вместе с тем коммерчески перспективную мысль, а точнее, идею, которая заключалась в том, что газета распродается только в том случае, если она будет интересна для каждого читателя. Этот казалось бы элементарный рецепт успеха магнат применяет уже почти пятьдесят лет. Его газеты, журналы, телепрограммы конкуренты часто называют желтыми, дешевыми, глупыми и примитивными. Но несмотря на это почти три четверти населения Земли являются постоянной аудиторией «Ньюс корпорейшн».

Управляя своей медиа-империей, Мердок исходит из того положения, что современный бизнес — это война, которую нужно вести против конкурентов, используя все доступные приемы и методы. Он рассматривает конкурентную борьбу как процесс выживания в джунглях, где опасность таится за каждым кустом или деревом. Поэтому в бизнесе Мердок исключительно осторожен, предусмотрителен, внимателен и хитер.

Безусловно, магнат обладает рядом присущих только ему личных качеств и особенностей характера, которые выделяют и отличают его от других предпринимателей в области СМИ. Так, он является очень решительным человеком и способен в течение 30—40 минут, в случае возникновения какой-либо непредвиденной ситуации, принять решение и проследить за его выполнением до конца. Мердок ненавидит дискуссии и полемики, консультации и переговоры, пусть даже по серьезному поводу, справедливо полагая, что интересная идея в СМИ может устареть за несколько минут, а любой проект, если его обсуждать неделями, возможно, станет достоянием конкурентов.

Но не следует думать, что миллиардер, а его состояние оценивается в 11 млрд. долларов, не выслушивает мнения других сотрудников корпорации. Очевидно, что один человек не может уследить за работой всех подразделений «Ньюс корпорейшн», тем более что ее деятельность носит глобальный характер. Обсуждение сложных проблем, стоящих перед корпорацией, и принятие необходимых решений, происходит на заседаниях высшего руководящего органа фирмы — Исполнительного комитета, состоящего из 11 человек, который собирается ежемесячно.

И еще об одной особенности «Ньюс корпорейшн». Эта корпорация, пожалуй, является единственной в мире, которая имеет так называемых глобальных рекламодателей, то есть ТНК, с которыми «Ньюс корпорейшн» заключила договоры на рекламу их продукции во всемирном масштабе.

Сам Мердок всегда реалистично оценивал возникающие в развитии его предприятий проблемы и трудности. Например, он никогда не ожидал от приобретаемого издания или телеканала прибыли в самые ближайшие сроки. Наоборот, магнат часто повторяет своим сотрудникам, что практически всегда приходится издавать печатное издание, прежде чем оно станет высокодоходным, иногда даже в течение нескольких лет, ибо газета или журнал должны найти своего постоянного читателя.

Он часто меняет руководителей своих предприятий, справедливо полагая, что человек, длительное время управляющий газетой, журналом или телеканалом, после двух—трех лет работы не может творчески мыслить. Так, Мердок каждые два года снимает с занимаемой должности главных редакторов британской «The Times».

В отличие от многих конкурирующих фирм, например «AOL-TimeWarner», он не стремится делать инвестиции в Интернет, отчетливо понимая, что Интернет — потенциальный соперник печатных средств массовой информации, которые являются основой доходности «Ньюс корпорейшн».

Но вот в чем Мердок действительно уверен, так это в перспективности развития спутникового телевидения, способного охватить аудиторию, находящуюся во всех уголках земного шара, и трансляции для нее спортивных мероприятий мирового класса, например Олимпийских игр или чемпионата мира по футболу.

Существуют или, быть может, когда-то существовали в современной истории личности, которыми австралийский миллиардер искренне восхищался?

В юности Мердоку очень нравился как личность и организатор, основавший мощное государство — СССР В. И. Ленин, бюст которого стоял у него на письменном столе в студенческие оксфордские годы. В зрелые же лета он симпатизировал британской «железной» леди М. Тетчер и американскому президенту Р. Рейгану.

Вообще Р. Мердок, как сильная и волевая личность, всегда с уважением относился к тем, кто внес большой личный вклад в развитие какой-либо корпорации или государства.

К сожалению, он не отличается завидным здоровьем. Недавно, после длительного лечения, магнат наконец-то избавился от очень опасного заболевания — рака предстательной железы.

Миллиардер женат третьим браком на китаянке Вэнди Ден, которая моложе мужа в два раза. Она до замужества работала в гонконгском филиале «Ньюс корпорейшн».

А от двух предыдущих браков он имеет четверых детей — двух сыновей и двух дочерей, которые вместе с отцом владеют контрольным пакетом акций семейной «Ньюс корпорейшн».

Руперт Мердок, несмотря на то, что недавно «разменял» свой восьмой десяток, по-прежнему энергичен и решителен в своих действиях. Он и не помышляет о том, чтобы уйти на отдых, оставив управление корпорацией своим детям. У него много планов глобального характера. И как знать, быть может, лет через пять или десять у нас в России будет издаваться газета или создан телеканал, учредителем которой станет Руперт Мердок, который из издателя провинциальной австралийской газеты стал самым влиятельным медиа-магнатом мира.



Случайные записи



    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *