Организация логистики интернет магазина
Одна из важнейших составляющих любого бизнеса – логистика. Грамотно выстроенная и отлаженная система работы может обеспечить стабильный товарооборот и принести компании прибыль, в то время как нестабильная и провальная система способна отпугнуть от себя новых клиентов и покупателей. Электронная коммерция не является исключением, и даже более того, в отдельных случаях выбор правильной схемы логистики интернет-магазина может быть сложнее.
На каждом из этапов создания логистики интернет-магазина есть свои подводные камни и сложности, к которым в полной мере не подготовится практически ни один начинающий предприниматель. Для лучшего понимания того, как организовать логистику интернет магазина с нуля и что из себя должна представлять эта схема, стоит подробнее рассмотреть все звенья этой цепи.
Закупка товара у поставщика или производителя
Цикл товарооборота для владельца интернет-магазина начинается с закупочной логистики. В первую очередь для каждого начинающего бизнесмена необходимо выявить потребность и спрос потенциальных покупателей, проанализировав рынок и статистику. Многие предприниматели, которые не ставят целью продажу конкретного специфического товара, такого как изготавливаемого собственными руками мыла или уходовой косметики. В таком случае для начинающего продавца будет полезно изучить, какие категории товаров пользуются наибольшим спросом в крупных маркетплейсах, как выглядят и что конкретно продают различные интернет-магазины похожей направленности. После того, как начинающий предприниматель определился с товаром, ему будет намного проще найти подходящего поставщика. И дело не только в выгодных ценах на сам товар, его качестве и спросе, но и в тех условиях, на которых с ним будут работать.
Следует исключить те варианты, при которых поставка может занимать слишком много времени, а также возможные перебои с потоком товара и гипотетические ошибки транспортировки со стороны поставщика. Здесь имеется риск не только сорвать сроки реализации и потерять лояльность потенциальных покупателей, но и риск получения вещей вне кондиции, годящейся для продажи. Если партнеры ненадежны, то решение постоянно возникающих проблем будет отнимать ценное время и ресурсы. Поэтому каждому предпринимателю стоит подойти к выбору компании взвешенно и обдуманно, или же воспользоваться услугами аутсорса.
Складирование
Каждый предприниматель, который начинает наращивать товарооборот и получать все больше заказов от покупателей, сталкивается с необходимостью аренды или приобретения склада для хранения товара. Существует несколько условий, которые должны соблюдаться для того, чтобы склад был удобным и эффективным для бизнеса. Помимо того, что доступ к строению должен быть свободным и позволять грузовому транспорту свободно проезжать и выгружать товар, еще важно учесть расположение и скорость перемещения товара как от поставщика на склад, так и со склада к покупателю. Надо понимать, во сколько обойдется аренда или тем более покупка своего помещения. Помимо самого здания, не стоит забывать про покупку оборудования и наличия необходимых коммуникаций. Содержание всего в рабочем виде и чистоте, необходимость следить за климатом внутри, а также надежный штат для обслуживания всего этого комплекса обойдутся в немалую сумму, часто неподъемную для начинающего бизнесмена. Данный вариант подойдет для тех, кто уже имеет серьезный товарооборот и стабильную клиентскую базу, обеспечивающую постоянный уровень продаж и прибыли. Помимо всего вышеперечисленного каждому предпринимателю понадобится система учета и контроля перемещения товара.
Доставка товара покупателю
При выборе подходящего варианта доставки товара покупателю бизнесмены отталкиваются от множества факторов, поскольку скорость, с которой товар добирается до покупателя, имеет большое значение для обоих. Грамотная и быстрая доставка позволяет предпринимателю получать максимум прибыли в кратчайшие сроки. Клиент скорее возвратится в интернет-магазин, заказ из которого придет быстро и в хорошем состоянии, чем в интернет-магазин, товар из которого шел месяц по почте, терялся по пути и по цене не очень-то и уступал другим вариантам.
Не каждый предприниматель готов заводить свой автопарк и нанимать грузчиков или даже обращаться к курьерам. Причиной тому не всегда является стоимость услуг: не всякий человек способен быстро и качественно наладить такую систему даже с учетом вложенных средств.
Услуги фулфилмента
Как уже было упомянуто, один из вариантов оптимизировать часть рабочих процессов, касающихся не только доставки, но и приема товара, проверки и упаковки – возложить некоторые обязанности на сторонние компании. На просторах России и особенно в крупных городах вроде Москвы работает множество опытных фирм с уже сформированными цепочками логистики и складами, у которых можно заказать услуги фулфилмента.
Для каждого конкретного бизнеса предприниматель должен тщательно обдумать и рассчитать затраты денег и времени для решения логистических задач. То, насколько услуги фулфилмента выгодны лично для каждого, зависит от товарооборота имеющегося интернет-магазина, территории распространения товара, количества персонала, который работает на предпринимателя, наличия склада и не только. Но для многих владельцев малого и среднего бизнеса дешевле обратиться к компании, которая возьмет на себя всю логистику его бизнеса и предоставит склад для товара, чем нанимать грузчиков, упаковщиков, курьеров, водителей и т.д.
Компании, предоставляющие услуги фулфилмента могут предложить свою профессиональную помощь и предоставить налаженную логистику интернет-торговли по всей территории РФ.Главное, что каждый владелец бизнеса должен решить для себя – хочет ли он разгрузить свой рабочий процесс и сосредоточиться на развитии и расширении своего дела, или предпочитает сам организовывать и контролировать весь процесс своими силами, жертвуя личным временем.
Для крупных игроков интернет рынка оптимальным будет наличие собственной службы доставки. Но, как правило, ее организация требует крупных финансовых вложений. Поэтому передача данной функции на аутсорсинг является более логичным, а также экономически эффективным вариантом.