Роль риторических вопросов в выступлении
В выступлениях перед аудиторией важно иметь тесный контакт со слушателями. Роль риторических вопросов, как одного из самых действенных языковых средств в этом контакте, бесспорно. Риторический вопрос возникает тогда когда мы, сформулировав свою мысль в виде вопроса, не ждем ответа от аудитории. Или мы сами отвечаем на него по ходу своего выступления или он настолько очевиден, что не требует ответа. Роль риторических вопросов в том, что при уместном их использовании они дают выступающему не мало преимуществ.
Риторические вопросы дают возможность привлечь внимание слушателей. Ведь вопрос всегда заставляет задуматься и будит внимание слушателя, а следовательно и следить за ходом мыслей говорящего.
Например: «Что это нам дает? Я считаю…» «Можно ли с этим согласиться? Во-первых…»
Используя риторические вопросы можно смягчить подачу критических или провокационных замечаний. В отличие от утверждения, мысль, высказанная в форме вопроса представляет слушателям возможность воспринять высказывание как свое. А значит отнестись к нему с большим пониманием.
Сравните: «Чтобы сохранить рабочие места и эффективно использовать оборудование мы должны работать по субботам!»
«Может быть, нам перейти на шестидневку, чтобы сохранить рабочие места и эффективно использовать оборудование?»
Риторический вопрос может быть эффектной связкой при переходе от одной мысли, аспекта или темы к другой.
Например: «Мы разобрали несколько вариантов, как Вы думаете, есть еще…?»
Все мы уже давно используем в практике риторические вопросы. При подготовке к выступлению если, к примеру, планируется ввести в свое выступление такой вопрос, то лучше пометить соответствующий тезис в конспекте вопросительным знаком.
Не стоит забывать, что использование риторических вопросов украшает речь, делает ее насыщенной и доступной для понимания.
Не в этом ли смысл всех выступлений?
Роль мимики в выступлениях на публике.
Мимика и зрительный контакт.Психологи доказали, что симпатия на 55% передается при помощи языка тела, точнее за счет выражения лица и только на 38% за счет звучания голоса и 7% за счет слов. Негативные сигналы выражаются в таком же процентном соотношении, т.е. выражаются гораздо точнее мимикой, чем словами.
Поэтому роль мимики в публичных выступлениях это больше чем половина успеха. Каменное лицо, не выражающее эмоций, не позволит создать благоприятную атмосферу выступления, на котором необходимо проявление дружелюбия и симпатии. Роль мимики и в том, чтобы гармонично дополнить содержание речи. Если идет рассказ о чем-то позитивном, расслабьтесь и улыбайтесь. Если выступление предполагает печаль или гнев, не стесняйтесь показать эти чувства.
Еще Аврелий Августин давал наставления своим ученикам: «В тебе самом должно гореть то, что ты хочешь зажечь в других». Поэтому если вы проникли в суть дела, о котором говорите, или понимаете возникшую проблему, не стесняйтесь показать это своим слушателям.
Особое место в поддержании контакта с аудиторией имеет зрительный контакт. Без него даже самые убедительные доводы и рассуждения воздействуют лишь частично. Существует мнение профессионалов, что зрительный контакт своеобразная «пуповина», соединяющая говорящего со слушателем. Поэтому перед началом выступления не стоит начинать говорить сразу, сначала создайте «пуповину», окиньте взглядом зал .
При хорошем зрительном контакте слушатель чувствует, что обращаются именно к нему. Этим повышается внимание слушателей, а выступающий наполняется уверенностью. Также используя зрительный контакт, можно контролировать уровень доходчивости материала и получать из зала информацию относительно того как следует говорить медленнее или быстрее, громче или тише. При этом следует избегать двух крайностей, смотреть слишком пристально и суетливо бегать глазами по залу. Обычно в зале выбирают несколько групп из 3-5 человек и задерживают свой взгляд (от трех до пяти секунд) на этой группе, затем переходят к следующей. Конечно же, необходимо стараться уделять внимание всем слушателям. Взгляд должен быть блуждающим.
Добавить комментарий