Стадии развития личности





Если подумать о человеке как о большей или меньшей комнате, становится очевидным, что большинство людей обживают только ее угол, окно и полоску, по которой ходят туда и обратно.

Райнер Мария Рильке

Вдохновлено А. Майнасом и его «Взрослым» и гениальным Ф. Моргеном и его мыслями.

Этим постом мне хочется ответить на многое. Почему одни люди способны бросать вызов обществу, а другие нет; почему одни «ведутся» на все, что им скажут, а другие имеют собственную точку зрения; почему одних так раздражают разговоры о «высоком», а других хлебом не корми — дай пофилософствовать. Почему люди так по-разному живут?

Роберт Кеган предложил свою теорию стадий развития личности в 1983. Трансформации между ними могут занимать годы, и не произойдут без серьезных изменений в образе мыслей. Когда же они все-таки случаются, они всегда связаны с возникновением качественно новой жизни.

Сложно представить регресс относительно этих стадий: траектория движения «вперед» определенно заложена в человеке.

Стадии 0-2. Эгоцентрическое Я. «Я — это мои желания».

В течение ранних этапов развития личность состоит из потребностей, интересов, желаний, импульсов. Например, на этих этапах могло появиться желание купить http://masteroffice.com.ua/shop/category/tovary-dlia-shkoly/kraski-akvarel-guash-akril. Именно в этом порыве психологического состояния и рождались великие художники.

У подростка появляется четкое представление о Себе. Но не о других. На этих стадиях развития нет настоящей эмпатии, потому что ребенку сложно представить себе чувства других. Окружающие — только инструменты, выполняющие Его желания и удовлетворяющие Его потребности.

Это сложный период, потому что приходится принять, что мир не вращается вокруг тебя и иногда от своих желаний приходится отказываться ввиду ограниченности ресурсов. Исследования показывают, что 15% человечества застряли на этом этапе развития. Эти люди не видят никого, кроме себя, играя роли жертвы или «восставая» против реальности.

Стадия 3. Интерперсональное Я. «Я — это моя роль».

Многие из нас все-таки успешно проходят через подростковый период. И большая часть людей находится именно на интерперсональной стадии развития. Здесь ты принимаешь свою роль в обществе и идентифицируешь себя с ней. На этом этапе люди даже не понимают, что эти роли определяют их цели и поведение. Они искренне уверены, что живут по собственному проекту, тогда как направляются ожиданиями и правилами других людей или общества в целом.

Такие люди отчаянно нуждаются в близких, потому что у них еще нет целостного Я. Им все еще нужен кто-то, «вторая половина», чтобы сделать их жизнь полной.

Стадия 4. Независимое Я. «Я — это Я.»

Переход к независимому Я — важнейший переход нашей взрослой жизни. Только 25% людей западной культуры удачно совершают такую трансформацию. Человек понимает, что больше не может противиться «зову своей души». Он принимает, что на этом, собственном, пути придется разочаровывать других, рисковать и противоречить нормам, которые связывают его с обществом. Но в то же время именно это и делает его Я ценным.

Этот переход особенно сложен, потому что личности приходится создать внутреннее Я. Оно все еще нуждается в отношениях с другими, но больше не определяется ни ими, ни культурными ожиданиями. На этой стадии люди обычно фокусируются на личностном развитии. Они прекрасно различают «мое» и «не мое» как показатель истинности, необходимости чего-то в их жизни, настаивают на своей целостности. Самовыражение и взаимодействие становятся новыми организующими принципами.

Стадия 5. Интегральное Я. «У меня много Я».

Здесь личность становится набором различных координат, которые возникают в разных ситуациях и контекстах ее проявления. Люди разделяют своё Я и своё поведение, способны конструктивно негативно судить о себе и меняться на основании этого. Теперь у них есть личность, которую они могут по-настоящему разделить с другими. Впервые они способны к истинной близости. Только 1% людей достигают этой стадии, и еще 14% находятся в процессе трансформации.

На этом этапе больше нет необходимости притворяться, что ты целостный и совершенный. Теперь у человека есть возможность принимать в себе хорошее и плохое, светлое и темное, мягкое и твердое. Взаимодействовать с неисследованными аспектами себя. На этой стадии люди смотрят на свои внутренние трудности без рвения к напряженному «самоулучшению». И относятся к другим как к сложным, многомерным существам. Видение человека как среды взаимодействия хаоса и гармонии открывает для них все богатство мира.

6. Духовное Я. «Я ни то, ни другое».

Эта стадия вряд ли вообще может быть достигнута без длительных духовных практик. До этого момента личность рассматривалась как что-то сконцентрированное внутри тела и разума. Теперь же человек открывает для себя, что он — это нечто большее. То, что обычно называют душой. Интегральное Я для него — полезный инструмент для взаимодействий, но теперь он может чувствовать сразу весь мир во всем его многообразии. Эта процесс гармоничного единения с этим миром.

Честно.

Я, Вероника Вьюшина, пока вхожу в те 14%, что мужественно идут к пятой стадии. Еще ярки и свежи воспоминания о болезненной, как второе рождение, трансформации на мою четверку. Уже не хочется делить все на белое и черное, категоризировать и болезненно сравнивать себя с собственным идеалом. Еще хочется многое в себе оптимизировать. Уже не хочется этот процесс торопить.

Вряд ли суть в том, чтобы побыстрее «вырасти». Скорее в том, чтобы терпеливо и полностью прожить все эти этапы жизни, прожить все их трудности, прожить все их вопросы. Чтобы, как сказал однажды Рильке, «прожить до дня своих ответов».


Найти похожие статьи по фразам:  Стадии развития личности




Похожие записи



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *