Значимость показателя доли рынка в современном бизнесе
Значимость показателя доли рынка в современном бизнесе
Значимость показателя доли рынка – общепризнанный факт, особенно в области традиционного стратегического мышления. Прежде всего, упор делался па понятие относительной доли рынка. Считается, что высокая относительная доля рынка влечет за собой возможности массового производства продукции, и, следовательно, возможности экономии на масштабе. Это, в свою очередь, означает крупные партии продукции, низкий уровень издержек на единицу продукции, высокие прибыли и высокую рентабельность, пишет Крук Юрий.
Однако в последнее время справедливость теорий, основывающихся на понятии доли рынка, ставится под вопрос. Достижение высокой доли рынка не может стать результатом банального инвестирования в расширение производства. Равно как стабильно высокая доля рынка не может быть получена вследствие слияния. Единственно верный способ достичь большой доли рынка – удовлетворение потребностей потребителей на таком уровне, чтобы они предпочитали ваш товар, а не продукцию конкурентов, но для этого следует сначала провести опрос потребителей, для того, чтобы узнать их предпочтения.
Иногда теория работает просто превосходно, а иногда предлагает абсолютно неверные решения. Все зависит от того,каким образом измеряется доля рынка. Рассматриваемое понятие вообще имеет смысл лишь тогда, когда мы четко определяем рынок, на часть которого претендует компания, и который поэтому интересует нас в плане конкуренции. Речь идет о целевом рынке. Если мы, к примеру, производим бетонные сваи для частных домов, целевой рынок будет невелик – примерно в радиусе 150 км от фабрики.
Если же мы производим самолеты или оборудование для атомных электростанций, наш целевой рынок, напротив, будет глобальным.
Зачастую имеет смысл уделять особое внимание большим долям рынка. Однако надо помнить, что идея исключительной значимости этого показателя возникла в США, где конкурентная стратегия сфокусирована на рационализации производства и цене. В Европе же больше внимания традиционно уделяется сегментации и качеству.
На неоднородных рынках, где невозможно использование эффекта масштаба, а уровень осведомленности потребителей о доступных альтернативах продукции низок, показатель доли рынка важен в меньшей степени.
Напротив, доля рынка становится значимой на высококонцентрированных рынках, где существует возможность использования эффекта масштаба, а потребители хорошо осведомлены. Например, британская автомобильная промышленность совершила серьезную ошибку, упорно определяя свою долю рынка относительно британского рынка в целом. Вследствие того, что ей так и не удалось переопределить свой целевой рынок, отрасль упустила из виду потенциальные возможности экономии как в производстве, так и при дальнейшем развитии.
Перепланировка – выход из ситуации, когда хочется изменить свою квартиру в лучшую сторону.
Добавить комментарий