Саморазвитие: Необходимость знаний в самопознании





Саморазвитие: Необходимость знаний в самопознании

У всех живых организмов существует потребность в постоянном получении определенной информации. У человека эта способность достигает наивысшего развития, превращаясь в познавательную часть, которая является одной из важнейших духовных потребностей. Эта познавательная способность — это, с одной стороны, потребность в определенных знаниях, а с другой — потребность в самой познавательной деятельности или просто в процессе познания.

Знания могут быть просто для поддержания существования (как приготовить блюдо, как переходить улицу, как выбрать диван и т.д.) и такие, которые касаются разных сфер и материальной, и духовной жизни. У одних людей объем знаний очень незначительный, ограничен, а у других, наоборот, — большой, и сами эти знания являются чрезвычайно разнообразными. Таких людей называют «ходячими энциклопедиями».

А следует ли стремиться к тому, чтобы знать все и обо всем?

Конечно, знать все невозможно. Никто не способен сегодня овладеть всеми теми знаниями, которые добыты человечеством в процессе его исторического развития, вместе с тем есть люди, которые имеют удивительную память и знают множество всевозможных вещей. Должны ли мы стремиться хотя бы к этому?

В одном из своих рассказов американский писатель О’Генри (1862-1910) рассказывает о том, как двое искателей золота вынуждены зимовать в горах в маленькой хижине, где имели всего две книги: сборник стихов Омара Хайяма и энциклопедический справочник. За зиму старатели выучили наизусть по одной книжке. Вернувшись весной в долину к людям, они влюбились в одну женщину и, ухаживая за ней, пытались использовать полученные зимой знания. Она отдала свою руку и сердце не тому, кто признавался в своей любви стихами, а тому, кто на любой вопрос мог вспомнить ответ из энциклопедического справочника.

На основании этого примера при условии, если он не был писательской выдумкой, можно было бы сделать вывод о том, что очень полезно иметь как можно больше разнообразных знаний. Однако в реальной жизни человек, который выучил наизусть энциклопедию, вряд ли стал бы от этого счастливым, поскольку большее значение для саморазвития имеет не количество, а качество знаний. Глупо перегружать свою память разнообразными мелочами, которые не используются на практике, а предназначены только для демонстрации своей «образованности». Еще древние греки считали, что все знать невозможно и даже очень много знать — это не значит быть умным человеком и уметь мыслить самостоятельно. Поэтому каждый человек должен знать только необходимое, т.е. иметь те знания, которые он может использовать именно в своей деятельности.

Такая точка зрения, пожалуй, наиболее удобна для процесса познания. Не имея возможности знать все, человек должен сознательно ограничивать объем своих знаний, не приобретать ненужные, или так называемые «мертвые» знания. Вместе с тем каждый человек обязательно должен иметь те знания которые помогают ему быть настоящим человеком, учат гуманно относиться к другим людям, дают возможность ориентироваться в окружающем мире и самом себе. Это, прежде всего, знания об устройстве мира и правильное мировоззрение.

Кроме того, каждому человеку необходимые знания для наилучшего выполнения какой-либо деятельности, в том числе, профессиональной.

В наше время особенно важное значение имеет также то, как и где получать знания. Поскольку мы живем в очень динамичном мире, где все, включая знания, меняется быстро, то человек не может ограничиваться только теми знаниями, которые он усвоил в школе, например как выбрать роликовые коньки и т.д. Ему постоянно, на протяжении всей своей жизни, приходится пополнять их, и следовательно, он должен уметь работать с различными источниками знаний, заметить, в каких из них он может быстро найти нужную ему информацию, и тому подобное.

Человеческий опыт показывает, что в процессе познания со временем у человека формируется не только потребность в общих знаниях, но и потребность в самопознании. В полной мере эта потребность, особенно в детстве, присуща каждому человеку, и проявляется, в частности, в любознательности. Однако с возрастом, если это свойство сознательно не развивать, оно постепенно угасает и может исчезнуть совсем или приобрести одностороннее проявление, например, перерасти в чрезмерный интерес к тому, что делается или говорится в квартире соседа.

В юном возрасте, человека удручает необходимость механического заучивания материала, которого не понимаешь. Это объясняется тем, что познание — процесс творческий. Именно момент творчества, открытие чего-то нового, неизвестного дает познанию такую привлекательность и доставляет нам удовольствие.

Ошибочно полагать, будто открытие нового возможно только в научном познании, т.е. в процессе исследования каких-то неизвестных явлений или при решении каких-то сложных научных задач. Дело в том, что научное познание имеет много общего с обучением, которое также является одной из разновидностей познавательной деятельности и подчиняется ее законам. Ученик, как и ученый, приобретает какие-то новые знания.

По сути, они делают одно и то же и могут использовать почти одинаковые формы и методы познания. Поэтому, по своему содержанию, их деятельность может отличаться от друг друга, преимущественно, в большей или меньшей сложности. Только по своим последствиям труд ученого и труд ученика действительно разные: ученый получает знания и делает открытие впервые и для всего человечества, а ученик овладевает уже известными знаниями, «открывает» их только для себя. Несмотря на это, удовольствие и даже радость от открытий у ученика могут быть ничуть не меньше, чем у ученого. Поэтому научиться самопознанию надо еще в школе — это значит проложить путь к собственному развитию.





Похожие записи



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *